23nd Meeting of Friends of the Museum of Russian Culture, March 26, 2016.

2016-05-10

The 23rd meeting of the Friends of the Museum and Archive of Russian Culture in San Francisco took place on March 26, 2016.

The first presentation by Yves Franquien introduced guests to ancient engraved maps of Russia executed by European master cartographers of the XVI-XVII centuries.

Valeria Kustova shared with the gathering her research on the attribution of an intriguing portrait of an unknown subject, which the Museum received several years ago.

The presentation of a guest from the Silicon Valley, Lena Samsonova, was dedicated to the topic of preserving authentic Russian musical culture. In conclusion, Lena Samsonova and Masha Medvedyeva performed an excerpt from an ancient polyphonic folk song.

The full version of this article appeared in
“Russian Life”. San Francisco, April 9, 2016.
(tel. 415-921-5380)


Открыв 23-ю встречу Друзей Музея-архива, Маргарита Меняйленко предоставила слово первому докладчику.


В конце февраля 2016 г. во время Русского фестиваля широкой публике были впервые показаны уникальные карты из коллекции Ива Франкьена, переданные им в дар Музею-архиву русской культуры. На этих картах видна эволюция представлений о территории России за два столетия. Этой коллекции был посвящен доклад Ива “Картографическая Россика: Старинные гравированные географические карты России, выполненные европейскими мастерами-картографами в XVI-XVII веках”.


Когда в эпоху Возрождения европейские ученые снова ознакомились с текстом «Географии» александрийского географа и картографа второго века нашей эры Клавдия Птолемея, произошел ажиотаж. С 1477 года, когда появилось первое печатное издание «Географии» Птолемея с картами, до 1570 года в основе всех географических атласов лежали текст Птолемея и карты в стиле Птолемея.
Относительно изображения России можно обратить внимание на карты Франческо Берлингьери (1482 г.).Флорентинский географ и гравёр Берлингьери (1440-1501) был редактором и первым переводчиком на итальянский язык трактата Птолемея под названием «Семь дней географии» (Septe Giornate della Geographia). На его карте «Восьмая карта Европы» видны части Польши, Литвы, России, Украины и Румынии.


Немецкий картограф Мартин Вальдземюллер (1470-1520) вместе с коллегами подготовил новое латинское издание Птолемея в 1513 г., в котором те же земли изображены на «Восьмой карте Европы» и «Второй карте Азии».


В 1596 году итальянский географ и картограф Джованни Антонио Магин (Маджини) (1555-1617) издал в Венеции латинский перевод Птолемея, который он дополнил современными картами и описаниями разных стран мира. Леонардо Черноти осуществил перевод этого издания на итальянский язык в 1598 году.


В нашей коллекции имеются примеры «Второй карты Азии» в стиле Птолемея и карты России того времени под названием «Московская империя», которые изготовил гравёр Джироламо Порро.


Одним из широко известных в 16-м веке немецких ученых был Себастьян Мюнстер (1489-1552) – бывший монах-францисканец. Его книга «Космография или описание всех земель» включала в себя, кроме историко-географического описания стран, и множество карт. Эта книга пользовалась популярностью и переиздавалась 40 раз, переводилась с немецкого языка на латинский, французский, итальянский, английский и даже чешский языки. Для нас она интересна тем, что содержит карту Московии (Московского государства).
Карта Мюнстера, весьма неудовлетворительная в техническом отношении – грубо награвированная, без градусов и масштаба, во многих отношениях заслуживает внимания. Западноевропейская картография XV-XVI века по отношению к восточной Европе не выходила из тесного круга классических преданий и, по большей части, повторяла только то, что было ими завещано. Карта Московии Мюнстера была первым опытом изображения великой европейской равнины, основанным на современных и более или менее достоверных известиях о ней, а не на старых, отживших свое время преданиях.
Экземпляр карты в нашей коллекции взят из издания «Космографии», которое появилось в Базеле в 1560 году.


Одна из самых известных карт XVI века Московского государства была изготовлена в 1562 году английским дипломатом и путешественником Энтони Дженкинсоном (1529-1611). Он был членом общества английских купцов, которые в 1555 году получили королевскую хартию под названием «Московская компания», и осуществил три путешествия в Россию: 1557-1560, 1566-1567 и 1571-1572, четырежды пересек всю Россию от Белого моря до Астрахани. Его карта, при составлении которой он использовал ряд русских чертежей, стала известной благодаря фламандскому картографу Абрахаму Оретлию (1527-1598), который в 1570 году составил и выпустил первый в истории географический атлас современного типа – «Зрелище круга земного».
Позже миниатюрную версию карты Дженкинсона использовал голландский картограф Барент Ланженес, который поместил ее в карманный атлас в 1598 г. Ланженес составил текст, а гравирование большей части 169 карт в атласе поручил гравёру Питеру ван ден Кееру (1570-1630). Карманный атлас Ланженеса, в отличие от атласа Ортелия, был рассчитан не на европейских аристократов и ученых, а на простых людей. Несмотря на свою скромность, атлас предлагал покупателем элегантные карты. С 1599 года этот атлас издавался в Амстердаме Корнелием Класом, затем – его правопреемником.
Экземпляр карты в нашей коллекции – из французского перевода карманного атласа 1609 года.


Одним из главных голландских картографов начала 17-го века был Гессель Герритс (1581-1632). В 1613 году этот гравёр, картограф и издатель с помощью Исаака Маасы выгравировал и издал в Амстердаме «Карту Руссии по рукописи, начертить которую озаботился Федор, сын царя Бориса…» с планом Москвы на врезке. Характерно плотное заселение берегов Белого Моря и Северной Двины. Имеется изображение засечной полосы, защищающей юг России от набегов Крымских татар. Однако, Каспийское море изображено архаичным Плиниевским способом. В левом нижнем углу карты помещен декоративный картуш с названием карты, увенчанной российским гербом под короной и в окружении пик. В правой части карты помещены два картуша с фигурами людей в кафтанах и видом на Архангельск с изображением двух парусников. Герритс исправил и дополнил карту в следующем году. Хотя предполагается, что карта была составлена на основании официальной русской генеральной карты Московского государства, до сих пор не выяснено, каким образом Герритс получил такую карту. Он же никогда не бывал в России. В середине 1630-х годов медная доска Герритса перешла к Виллему Блау (1571-1638), который, заменив имя Герритса на свое, включал эту карту в свои атласы.
Маттеус Мериан (1593-1650), художник, гравёр и издатель швейцарского происхождения изготовил красиво оформленную большую гравированную карту России в 1646 году для своего космографического труда «Neuwe Archontologia Cosmica». Она является слегка переделанной копией карты Герритса. Этот экземпляр теперь – часть нашей коллекции.


Гравированные географические карты коллекции Музея-архива имеют особое значение. Хотя известно, что русская картография активно развивалась с начала 16-го века, большинство русских картографических материалов 15-16 веков, к сожалению, не сохранилось. Великий российский историк, географ и государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686-1750) сетовал по поводу того, что, хотя царь Иван Грозный в 1552 году велел земли измерить и чертеж государства сделать, «однако же чертежа оного нигде не видно».
Более-менее адекватные карты России с Каспийским морем, с Уралом появляются начиная с XVIII века в результате совместной работы российских и европейских ученых, таких как французский астроном Жозеф-Николя Делиль (1688-1768), по заказу Петра Великого. В 1745 г. Российской Академией наук был издан официальный атлас Российского государства.