- В сентябре 2015 года Иван Подвалов передал из Лос-Анджелеса в Музей-архив русской культуры в Сан-Франциско материалы Ивана Алексеевича Колюбакина, позволяющие проследить дальнейшую судьбу известного с XIII века рода Колюбакиных, представленного в Дворянских гербовниках Московской, Новгородской, Воронежской, Владимирской, Симбирской губерний и Терской области. Иван ознакомил собравшихся с этой коллекцией.
Сотруднику нашего Музея-архива Ольге Тининой удалось выделить в груде материалов и идентифицировать фотографии шестерых сыновей и дочери А.М. Колюбакина, что станет важным источником для будущих исследователей в области исторических наук.
- Выступление Ларисы Андреевой было посвящено редкой для наших встреч теме – не письменным источникам, а предметам материальной культуры, имеющим отношение к Российской Империи и переданным в наш архив в разное время. Для того, чтобы представить эти предметы на встрече Друзей Музея (а в будущем – и в Выставочном зале), требуется кропотливая и длительная работа по восстановлению истории поступления предмета, определению изготовителя, выяснению его судьбы, решению вопросов об условиях дальнейшего хранения. Лариса Андреева ее ведет уже около трех лет.
В конце встречи сотрудник нашего Музея Николай Хидченко передал в дар Музею произведение церковного искусства – напрестольное Евангелие в серебряном окладе и бархатном переплете, изготовленное во время царствования императора Александра II в 1872 году и хранившееся в русском монастыре на Афоне.
Другой дар Музею передал Андрей Забегалин. Это красочная крупногабаритная афиша, вероятно, 1960х-1970х годов, хранившаяся долгие годы в гараже у Веры Ивановны Мироновой: «Правление газеты Русская жизнь устраивает в Русском центре грандиозный масленичный бал». Мы благодарны Игорю и Алле Соколовым, которые сразу же предложили свои услуги – поместить афишу в подходящую раму.
The full version of this article appeared in
“Russian Life”. San Francisco, November 7, 2015.
(tel. 415-921-5380)
Друзей Музея ожидал сюрприз! Николай Хидченко передал в дар Музею произведение церковного искусства – напрестольное Евангелие в серебряном окладе и бархатном переплете, изготовленное во время царствования императора Александра II в 1872 году и хранившееся в русском монастыре на Афоне. Для сбора средств в трудное время монахам, лишившимся поддержки из России, пришлось выставить на продажу редкие издания. Русские эмигранты старались по мере сил поддерживать Афонский монастырь.
Евангелие было приобретено Евфалией Николаевной Хидченко, урожденной Колчевой. Ей довелось одной вырастить двух сыновей, сменить несколько стран проживания (Китай, Филиппины, Аргентину и США), храня веру и любовь к России. Её, вероятно, вдохновлял и родной дядя, протоиерей Леонид Колчев, который был духовником вдовствующей императрицы Марии Федоровны до её кончины в Дании в 1928 году.
В первом докладе Иван Подвалов, специально прилетевший из Лос-Анджелеса на встречу Друзей Музея-архива, ознакомил собравшихся с переданной им в сентябре 2015 года в Музей-архив коллекцией Ивана Алексеевича Колюбакина (1895-1986), позволяющей проследить судьбу известного с XIII века рода Колюбакиных.
В начале XX века братья Алексей Михайлович и Борис Михайлович Колюбакины были видными фигурами. Старший брат – военный губернатор Приморской, а затем Терской областей, младший – заслуженный ординарный (то есть самого высокого ранга) профессор Николаевской академии Генерального штаба по кафедре военного искусства.
Основу коллекции составляют материалы одного из сыновей Алексея Михайловича Колюбакина – Ивана. Иван Алексеевич Колюбакин родился в 1895 году в Тифлисе. Детство его прошло в тех местах, где проходил воинскую службу его отец, – в Тифлисе, во Владикавказе, на Дальнем Востоке и, затем, опять на Кавказе – в Терской области.
Сотруднику Музея-архива Ольге Тининой удалось выделить в груде материалов и идентифицировать фотографии шестерых сыновей и дочери А.М. Колюбакина. Из семи человек семьи наиболее представлены в архиве сам Иван Алексеевич Колюбакин, его сестра Мария и брат Владимир.
Иван Алексеевич Колюбакин начал свою службу в Лейб-Гвардии Волынском полку.
Брат Ивана – Владимир Алексеевич Колюбакин – во время Первой мировой войны служил в Лейб-Гвардии 3-й Артиллерийской бригаде.
Иван Алексеевич Колюбакин и его братья Николай и Владимир состояли в Добровольческой армии. Иван Алексеевич был участником Кубанского Ледяного похода, во время которого был ранен. В 1919 году – назначен командиром 1-й роты лейб-гвардии Волынского полка, эвакуировался в 1920 году из Севастополя в Галлиполи, а затем – в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев.
На фотографии времен эвакуации из Крыма – Николай Алексеевич Колюбакин, брат Ивана Алексеевича (слева).
В Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев Иван Алексеевич Колюбакин знакомится со своей будущей супругой – Ниной Иваненко. Там же они и обвенчались.
Иван Алексеевич Колюбакин поддерживал связь со своими однополчанами.
Во время Второй мировой войны Иван Алексеевич Колюбакин и его брат Владимир, как и многие русские эмигранты, жившие в Сербии, Болгарии и Греции, вступили в Русский корпус.
По окончании Второй мировой войны Иван Алексеевич Колюбакин находился в Австрии в одном из лагерей ДиПи. Он не был в лагере Келлерберг, где содержались многие бывшие чины Русского корпуса. И, вероятно, поэтому ему удалось выехать в США в 1948 году – до того, как корпусники попали массово в Америку.
В Лос-Анджелесе Иван Алексеевич Колюбакин восстанавливает связи с основателем Русского корпуса генералом Михаилом Фёдоровичем Скородумовым, находившимся к тому времени в США и всеми силами пытавшимся вызволить бывших чинов Русского корпуса при содействии видного общественного деятеля русской общины Лос-Анджелеса Льва Николаевича Кей.
Брат Ивана Алексеевича Колюбакина Владимир и сестра Мария перебрались в Венесуэлу. Судьба матери, отца, дяди, братьев Михаила, Бориса и Всеволода неизвестна. Брат Николай, скорее всего, остался в Европе.
Не удалось также пока узнать о судьбе племянников Ивана Алексеевича Колюбакина – сыновей и дочери брата Владимира. Скорее всего, часть семьи так и осталась в Венесуэле, а часть переехала в Канаду.
Проживая в Лос-Анджелесе, ветеран Русского корпуса Иван Алексеевич Колюбакин состоял казначеем Комитета объединенных антикоммунистических организаций в южной Калифорнии, активно собирал средства в фонд поддержки Бориса Коверды, который в 1927 году совершил акт возмездия и застрелил П.Л. Войкова, организовавшего в 1918 году убийство царской семьи, включая пятерых детей царя.
Иван Алексеевич состоял в Корпусе Императорской армии и флота, был монархистом-легитимистом, членом братства Лейб-гвардии Волынского полка, заместителем командора Суворовского союза генерала Хольмстон-Смысловского, состоял в Союзе Александра Невского (объединявшем бывших чинов Русского корпуса), был членом общества Галлиполийцев, прихожанином Преображенского собора в Лос-Анджелесе.
Иван Алексеевич Колюбакин на вокзале встречает Курскую Коренную икону Божией Матери.
Предваряя второе выступление, Маргарита Меняйленко обратила внимание слушателей на то, что в Музее начат проект по обновлению Выставочного зала. И сообщение Ларисы Андреевой “Из сокровищницы Музея… Новые поступления в Выставочный зал Музея русской культуры в Сан-Франциско” будет посвящено не письменным источникам, а предметам материальной культуры, имеющим отношение к Российской Империи и переданным в Музей-архив в разное время.
Для того, чтобы представить предметы материальной культуры в Выставочном зале, требуется кропотливая и длительная работа по восстановлению истории поступления предмета, определению изготовителя, выяснению его судьбы, решению вопросов об условиях дальнейшего хранения. Этой работой Лариса Андреева занимается уже около трех лет. От имени Правления Музея-архива Маргарита поблагодарила Георгия Васильевича Куманского, благодаря которому Музей приобрел такого ценного сотрудника!
Лариса Андреева: “Мои самые счастливые дни в Музее – когда Ив Франкьен или Маргарита достают у нас сверху, практически иногда с чердака, какие-то коробки старые… И, когда мы их открываем, находим – ну просто жемчужины… Многие вещи не записаны в книгу поступлений, а если записаны, то кратко и непонятно…
Недавно Ив Франкьен достал из запасников скромный портрет цесаревича Алексея.”
Мы нашли внизу штамп – фирма “Boissonnas & Eggler”. Швейцарец Фредерик Буассон – фотограф во втором поколении – имел огромную студию в Женеве, Лионе, Париже и Реймсе. Его ближайший помощник Фриц Эгглер, немец, очень опытный фотограф и художник, который наносил цвета на фотографии, был женат на русской подданной. И Буассон решил расширить бизнес и открыть студию в Москве. Ему принадлежит серия фотографий членов императорской семьи.
В запаснике Музея мы также обнаружили зеркало. Рама – в стиле Рококо, возникшем во Франции в первой половине XVIII века, – удивительная красота, изысканность, большая декоративная нагруженность. Нашли, что это зеркало было подарено Александром III жене одного из губернаторов. Какой губернии – неизвестно…
Мы нашли в коробках странную “тряпочку”. Когда ее расправили, привели в порядок и надели на манекен, то оказалось, что это – прекрасное платье. К счастью, на нем сохранилась бирка фирмы Boue Soerus. Фирма была основана во Франции в начале 20-х годов двумя сестрами – юными девушками, одна из которых была модельером, а вторая разъезжала, занимаясь поиском идей и клиентов.
Для стиля платьев Boue Soerus характерно смешение изящных фактур (как правило, тон в тон), обычно – пастельные, чаще всего бежевые цвета. Обязательно присутствие розочек (на наших платьях они тоже есть). Такой стиль называют “бельевой”. Платья дома мод Boue Soerus экспонируются в ведущих музеях мира.
В одной из коробок нашли набор белья – часть спального комплекта и накидку на наволочку.
Тончайшие шёлковые кружева, тончайшмй батист, ручная вышивка необыкновенной красоты. На бирочке – Генрих Перетц, Екатеринбург.
Генрих Борисович Перетц – предприниматель, купец первой гильдии, один из крупнейших производителей белья в регионе, участник многих международных выставок.
В конце встречи Андрей Забегалин передал в дар Музею-архиву хранившуюся долгие годы в гараже у Веры Ивановны Мироновой красочную крупногабаритную афишу, вероятно, 1960х-1970х годов – «Правление газеты Русская жизнь устраивает в Русском центре грандиозный масленичный бал». Сотрудники Музея-архива благодарны Игорю и Алле Соколовым, которые сразу же предложили свою помощь – поместить афишу в подходящую раму.